Чокнутая кошка


Летом 1503 года на землях святого престола воцарился мир. Герцог Валентино налаживал хозяйственную и административную жизнь страны, но не забывал и про армию, реорганизацию которой планировал.
"Мы уже говорили, что при всех многочисленных талантах Чезаре Борджа его истинным призванием оставалась война. Он был прирожденным полководцем. Солдаты чувствовали это и гордились своим непобедимым командиром, гордились его умом, отвагой и властью. Герцог платил хорошее жалованье, но преданность не купить за деньги. Люди шли за ним в огонь и воду, ибо почитали за честь носить свои стальные кирасы и красно-желтые камзолы с вышитой золотом буквой С."

Тем временем Франция и Испания боролись за Неаполь. Чтобы не допустить ухудшения отношений с союзной Францией 28 июля Александр VI объявил, что в течении ближайшей недели Чезаре Борджа выступит к Неаполю со своим войском. Приготовления завершились быстро.

Последний вечер в Риме Чезаре решил провести с отцом - кардинал Адриано да Корнето пригласил их присоединиться к праздничной трапезе на его загородной вилле. "Наслаждаясь вечерней прохладой после душного дня, все допоздна засиделись в саду, забыв о тысячелетнем биче Рима — малярийных испарениях окрестных низин. А ведь болезнь уносила сотни людей каждое лето, и около года тому назад ее жертвой стал младший брат Чезаре — кардинал Джованни Борджа…"
Через несколько дней, вечером 12 августа, у Александра VI началась лихорадка. Не смотря на усилия лекарей болезнь не отступила, и вечером 18 августа папа римский скончался.
"В дни, когда умирал его отец, Чезаре также оказался прикованным к постели. Болезнь доставляла ему тяжкие муки. Пытаясь унять нестерпимый жар, герцог вскакивал и окунался в ванну с ледяной водой. Подобная терапия, несомненно, убила бы более слабый организм, но Чезаре остался жив".
Впоследствии "историки" приписали всё это действию яда, которым Борджа якобы пытались отравить то пригласившего их кардинала (тот тоже слёг с лихорадкой), то друг друга.

"Герцог Валентино не уронил ни одной слезы, узнав о смерти отца. Чувствительность вообще была совершенно чужда его натуре, и, насколько известно, он не испытывал сколько-нибудь пылкой привязанности ни к одному человеку на свете. Кроме того, обстановка требовала от Чезаре немедленных действий. Кляня болезнь, отнявшую у него силы в самый ответственный миг, он вызвал верного Микелетто и отдал необходимые приказы". Солдаты Валентино оцепили Ватикан, в Рим вошли отряды наёмников. Мигель де Корелла заставил хранителя папской казны отдать ключи от сокровищницы, и солдаты начали выносить оттуда ценности; а после были опустошены и жилые покои.

"Будучи прикованным к постели, Чезаре Борджа страдал не только от лихорадки. Мысль о собственном бессилии жгла и иссушала его не меньше, чем бурлившая в крови болезнь. Наверное, в те дни он впервые почувствовал, что ни богатство и хитрость, ни ум и отвага не помогут тому, от кого отвернулась судьба. Впоследствии, беседуя с Макиавелли, герцог признался, что давно уже разработал план действий на случай смерти отца — план, в котором учел и предусмотрел всех и все, кроме одного обстоятельства: собственной болезни".
Тут же резко изменилось и отношение к герцогу всех союзников - ведь он уже не был связан с церковным государством. Был утрачен контроль над Урбино и Пьомбино, затем над Читта-ди-Кастелло... К концу августа стало очевидным окончание владычества Чезаре над Романьей.
"Но тяжело больной, преданный союзниками, всеми ненавидимый герцог не собирался сдаваться. Воин до мозга костей, Чезаре мечтал не о покое, а о продолжении борьбы".

Чезаре удалось заключить союз с семейством Колонна, имевшим большое влияние в Риме и сражавшимися под знамёнами Испании. Французы забеспокоились и в итоге был подписан новый договор, согласна которому Франция подтверждала все права герцога Валентино и защиту его владений. Одновременно с этим конклав кардиналов решил сохранить за герцогом звание главнокомандующего войсками Святого престола, но потребовал, чтобы все вооружённые формирования покинули Рим. Не рискнув остаться без защиты герцог Валентино так же покинул город. "Французский посол и кардинал Сан-Северино сопровождали его до городских ворот. Обоих поразили перемены, произошедшие с Чезаре, — они казались еще заметнее при ярком солнечном свете. В носилках, медленно удалявшихся на плечах солдат по пыльной дороге, полулежал худой, угрюмый, измученный человек. Болезнь оставила ему одну только жизнь, отняв молодость, красоту и его прославленную силу".

читать дальше

все цитаты взяты из книги Р. Сабатини "Жизнь Чезаре Борджа"


@темы: Borgia

Комментарии
16.07.2011 в 07:03

Чокнутая кошка
Передача на радио Эхо Москвы Цезарь Борджиа. Трагедия баловня судьбы
16.07.2011 в 12:36

Timeless Visions
Интересно,почему после этого эпизода с болезнью у него все так резко вниз покатилось и часть его армии и гражданских перестали его поддерживать? Потому что за ним больше не стоял папа?Да вроде нет,его потом тоже папы поддерживали,но такого уважения больше не было.Потому что увидили что раз он тоже заболел он не такой крутой и чуть ли не "бог" которого они привыкли видеть?Или потому что он строил планы на смерть отца?
Лукрецию жалко,скока же можно детей заставлять рожать.
И все равно не очень понятно,если же Чезаре ни к кому с особой теплотой не относился нафига он писал и ездил к Лукреции когда она болела,мона тогда было ее вообще игнорить.
16.07.2011 в 13:36

Чокнутая кошка
Bessovka
Ну там в принципе был очень короткий момент, когда после смерти Александра VI нужно было захватить и стабилизировать власть: то, что можно было сделать силой, смог реализовать Микелетто, но дипломатия там явно нужна была больше, а в этом у Чезаре помощников не было. Соответственно момент был упущен.
Из пап его поддерживал только Пий III, который всего-то 26 дней правил, и которого никто не боялся, потому что все понимали, что он лишь отсрочка. Этих 26 дней дней Чезаре явно не хватило, чтобы полностью оклематься. И вероятно союз с делла Ровере он заключил потому, что на поиски идеального кандидата у него не оставалось сил и времени, вот и выбрал того из претендентов на папский престол, кто казался ему меньшим из зол.
Что касается армии, то она всё-таки была не его, а ватиканской. Хотя особо верные ему кондотьеры его не предавали и в Италии боролись до конца. Народ Романьи тоже оставался ему верен (когда он освободился из испанского плена в городах даже начались народные волнения - люди ожидали, что он вернётся). И, вероятно, именно любовь народа и верность кондотьеров сохранила ему жизнь, ну или по-крайне мере свободу.
Ну а далее решающую роль сыграло то, что Юлий II фактически начал за ним охоту.

Насчёт Лукреции, тут уж теперь наврятли когда-нибудь станет достоверно известно, как он к ней относился. Ну уж точно не так фанатично, как это обычно представляют в искусстве. В конце концов, по воспоминаниям современников, она была весьма умной женщиной, и его родной сестрой. Так что она вполне могла быть самым близким ему человеком. Но ровно так же его визит к ней вполне мог быть больше дипломатическим жестом в адрес её мужа, нежели проявлением родственных чувств.
Насчёт жалко её... она вообщем-то не так уж мало прожила по меркам того времени. Лично мне больше жалко не её, а дочь Чезаре - во-первых иметь такого отца и при этом ни разу в жизни его не увидеть, во-вторых в 14 лет остаться сиротой... чем-то Лиру из "Тёмных начал" напоминает)